Публичный отчет
МДОУ «Детский сад Родничок»
с.Колыхалино»
за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году в МДОУ «Детский сад «Родничок» с.Колыхалино» Ва-луйского района функционировало 2 группы. Из них: младшая разновозрастная и старшая разновозрастная.
Выполнение основной задачи ДОУ по обеспечению целостного развития ребёнка в период дошкольного детства происходит путём реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой.
В 2010-2011 учебном году большое внимание в ДОУ уделялось реализации следующих задач:
•
реализация эффективных форм оздоровления и физического развития дошкольни-
ков посредством
использования инновационных технологий и методик;
• формирование у детей грамматического строя речи на основе театрализации;
• совершенствование работы с родителями.
Реализуя первую задачу, педагоги работали в тесном контакте с фельдшером ФАПа с.Колыхалино Горягиной Н.Н.. Считая физическое развитие и укрепление здоровья детей ведущим направлением в работе с дошкольниками, в прошедшем учебном году коллектив ДОУ осуществлял систематическую физкультурно-оздоровительную и лечебно-профилактическую работу. В течение года в ДОУ осуществлялась комплексная система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- утренняя зарядка: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное - в зале;
- двигательная деятельность (физическая культура) - 3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе;
- физкультурные праздники и развлечения;
- ежедневные прогулки;
- корригирующая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- оздоровительная гимнастика после сна;
- психогимнастика;
- во время непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, гимнастика для глаз;
-
закаливающие процедуры: сухое
растирание, обширное умывание, сол-
нечные и воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой;
-занятия по валеологии и охраны безопасности жизни с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
- витаминизация пищи;
-санитарно - просветительная работа с родителями и персоналом ДОУ. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми осуществляется с разнообразием использования различных здоровьесберегающих технологий. Коллектив ДОУ рассмотрел ряд оздоровительных программ: «Здоровой малыш» Бересневой, «Остров здоровья» Александровой, «Здоровый ребенок» Чупаха и другие. Каждая из этих программ строится на основе нетрадиционных здоровьесберегающих методик. Но взять за основу какую-либо из программ мы не смогли, так как детском саду нет достаточной предметно-развивающей среды, чтобы реализовать одну из этих программ. Поэтому коллектив подобрал ряд нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий, которые помогут нам в оздоровлении детей. Разработал систему физкультурно-оздоровительной работы. Педагоги пополняют предметно развивающую среду нестандартным оборудованием, разрабатывают инструментарий диагностики физического развития детей, изучают и анализируют методическую литературу по данному вопросу. Результатом всей этой работы будет программа нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы «Здоровячок», которую планируем апробировать в 2011-2012 году.
Особое значение в воспитании здорового ребенка уделялось развитию движений и физической культуры во время непосредственно образовательной деятельности. В организации физической культуры и подвижных игр воспитатели групп Косянчук Л.Н., Прудникова Л.В. осуществляют дифференцированный подход к детям с учётом группы здоровья и уровня физического развития, наблюдая за самочувствием ребёнка, регулирует нагрузку.
Два раза в год проводится диагностическое обследование воспитанников в начале и конце учебного года. Полученные данные заносятся в диагностические карты, проводится сравнительный качественный анализ, результаты обсуждаются на педагогических советах, доводятся до сведения родителей.
Ориентация в работе на степень подвижности детей позволила наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности.
Двигательная деятельность включают в себя компоненты корригирующих упражнений для профилактики нарушений осанки, сколиоза.
Нагрузки на детей варьировались по результатам наблюдений педагогов. Осуществляя педагогику оздоровления, воспитатели изыскивают новые методы: изготавливают нетрадиционный материал - массажные коврики, массажеры для рук и тела.
Эффективность оздоровительной работы подтверждается положительной динамикой: пропуски по болезни одним ребенком и заболеваемость ниже районных показателей.
Но вместе с тем, редко проводилась непосредственно образовательная деятельность по физической культуре на свежем воздухе, не всегда продумана организация прогулок. Педагоги недостаточно и бессистемно используют здоровьесберегающие методы в воспитательно-образовательном процессе (физминутки проводятся не на всех занятиях).
Кроме физической культуры с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей. Все это позволило добиться следующих результатов:
Уровень и динамика физической подготовленности.
Уровень |
Годы /количество детей, посещающих ДОУ. |
||
2009 / 43 ребенка |
2010 / 47 детей |
|
|
Средний |
43,4 |
33,9 |
|
Выше среднего |
49,5 |
61,48 |
|
Ниже среднего |
7,1 |
6,36 |
|
Динамика показателей физического развития детей (%):
Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели).
Группы здоровья |
Годы /количество детей, посещающих ДОУ. |
||
2009 / 43 ребенка |
2010 / 47 детей |
|
|
I |
25(58%) |
29(61%) |
|
II |
18(42%) |
18(39%) |
|
III |
- |
- |
- |
Наряду с достижениями есть и недостатки:
- перерывы в проведении закаливающих процедур из-за низкой температуры в период межсезонья,
- недостаточное оснащение спортивного зала: малое количество нестандартного оборудования, спортивных игр и спортивных комплексов.
В ДОУ должное внимание уделяется рациональному питанию детей. Ежедневно ведется витаминизация пищи, осуществляется контроль за организацией питания и за соблюдением санитарно-гигиенических норм. При составлении меню строго учитывается подбор продуктов, обеспечивающих детей основными пищевыми веществами, и правильное сочетание всех пищевых ингредиентов, как в количественном, так и в качественном отношении.
Но вместе с тем наблюдается невыполнение норм ежедневного потребления фруктов, сыра, сметаны из-за нехватки денежных средств.
С целью профилактики простудных заболеваний и гриппа в меню для детей включались луковый, фруктовый и овощной салаты, элеутерококк. В течение года дети по графику получали фиточаи.
Работа по оздоровлению детей велась в тесном контакте с родителями:
- совместные спортивные праздники;
- информация в родительских уголках;
- родительские собрания в форме круглого стола с участием врача - педиатра, анкетирование.
Результаты физкультурно-оздоровительной работы освещались на родительских собраниях, педагогических совещаниях.
Анализ заболеваемости показывает
Пропуски по болезни на 1 ребёнка составили:
в 2009году (за период с 8.09.2009 по 31.12.2009) – 5,4 дней
в 2010 году (за период с 1.01.2010 по 31.12.2010) – 7,6 дней.
Результаты говорят о том, что заболеваемость в детском саду значительно ниже, чем по району.
Таким образом, исходя из вышесказанного, в 2011-2012учебном году необходимо совершенствовать условия для обеспечения охраны и укрепления здоровья детей посредством мониторинга вариативных методов оздоровительной работы, приобщения детей к основам здорового образа жизни.
Вторым ведущим направлением деятельности ДОУ было формирование у детей грамматического строя речи на основе театрализации.
Воспитатели групп работают над речевым развитием по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой. Во всех возрастных группах разработаны перспективные планы, которые являются
основой для текущего планирования. В этих планах отражены занятия, индивидуальная работа по формированию у детей грамматического строя речи. Музыкальный руководитель Марчук Л.И. результативно осуществляла работу по театрализованной деятельности . Система музыкального воспитания и развития детей в течение учебного года была обогащена различными формами организации педагогического процесса:
-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, тематические, комплексные);
-праздники и развлечения;
-театр малышам (кукольный, пальчиковый, и др.).
Результатом проведенной работы воспитателей и музыкального руководителя стало то, что дети с желанием вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, отвечают на вопросы, понимают тексты литературных произведений, научились выразительно читать стихотворения, но не все умеют использовать знаки, схемы, испытывают трудности в овладении грамматическим строем речи, мало употребляют сложно - подчиненные предложения, ограничиваются кратким, простым ответом, затрудняются в подборе слов на заданный звук, в составлении рассказов. Следует продолжить работу над освоением окончаний существительных, глаголов, прилагательных, учить слышать выделяемый звук в слове. Дети знают способы речевых контактов, обращений, умеют пересказывать литературные произведения близко к тексту, рассказывают по картине , из личного опыта, различают жанры произведений, умеют строить простые и сложные предложения, умеют пользоваться интонацией. Испытывают трудности в умении замечать и исправлять речевые ошибки, затрудняются проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова.
При организации занятий по обучению творческому рассказыванию, заучиванию стихов педагоги придерживаются определённых штампов, благодаря чему у детей резко пропадает интерес к занятию. Применяемые при этом игровые приёмы малоэффективны, т.к. большей частью используются лишь для создания интереса, а не для стимуляции умственной активности детей.
При освоении связного высказывания дети сталкиваются с трудностями в планировании и правильном структурировании рассказа (они перескакивают в конец рассказа, рассказ состоит из набора слов), иногда меняют высказывания мимикой, жестами. При пересказывании литературных произведений стесняются интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
Для повышения уровня речевого развития детей всех возрастных групп необходимо составить план работы, продумать оформление речевых уголков, изучить новые технологии по речевому развитии, внедрить их в работу, создать творческую группу, провести ряд консультаций и открытых занятий, провести тематический контроль и педагогический совет по данному разделу программы.
Третьим ведущим направлением деятельности ДОУ является совершенствование работы с родителями.
Работа с родителями в текущем году строилась согласно тематическому плану
на учебный год. Результативность действий по реализации годового плана во многом определяется успешностью совместной деятельности, координации деятельности всего медико-педагогического коллектива, обслуживающего персонала детского сада и родителей, специальная организация взаимодействия сотрудников ДОУ и семей воспитанников.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
■
изучение
потребности родителей в образовательных услугах (для определения
содержания работы и форм организации). С этой целью проводится анкетирование и
опросы, социологические исследования;
■ просвещение родителей ставит своей задачей повышение их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников, был создан банк данных о семьях воспитанников. В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее воспитание.
На основе полученных результатов мы выявили, что актуальные для нас проблемы — повышение требований к детям, налаживание взаимоотношений с детьми и родителями, через внедрение дней открытых дверей, семинаров, заседаний родительского комитета, совместные праздники и развлечения, совместная работа детского сада и родителей по благоустройству территории.
Анализируя работу за прошедший год, можно сделать вывод, что план по работе с семьей выполнен. Анализ анкет родителей по оценке деятельности ДОУ показывает, что детский сад пользуется авторитетом и родители удовлетворены его работой. Наряду с этим есть и недостатки:
-большинство родителей отметили необходимость улучшения материально-технической базы ДОУ;
- нужно больше использовать в работе опыт семейного воспитания, которым родители могут поделиться на конференциях, беседах за круглым столом.
Реализуемая в ДОУ программа обеспечивает создание условий для формирования психологической готовности ребенка к школе (мотивационный компонент, интеллектуальный.) Видимым результатом ДОУ являются то, как подготовлены выпускники к школе. На конец 2010-2011 года диагностическое обследование показало, что дети идут в школу хорошо подготовленными. На хороший результат подготовки детей к школе повлияли следующие факторы:
- систематическое проведение занятий по всем видам деятельности;
- грамотная организация поисковой детской деятельности в процессе опытнической работы познавательного развития детей;
- владение воспитателями современными методиками технологиями развития детей;
- умение применять в своей работе методы моделирования, экспериментирования, проблемный метод обучения;
- привлечением родителей к совместной работе по подготовке детей к обучению в школе.
В дальнейшем же в организации образовательной работы необходимо больше использовать разнообразных дидактических средств на развитие у детей логического мышления, на умение анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать.
Ежегодно разрабатывается и реализуется план взаимодействия с МОУ «Шелаевская СОШ», в который обязательно включаются мероприятия не только для педагогов, но и для воспитанников и их родителей .
В детском саду органично соединено основное и дополнительное образование по коммуникативной деятельности - иностранный язык. Свою деятельность учитель английского языка Зверева И.В. строит на создании условий, способствующих охране психического, соматического, социального благополучия воспитанников. Однако недостаточная мобильность созданной предметно-развивающей среды не позволяет активизировать интерес детей к изучению иностранного языка. Необходимо создать в ДОУ современную предметно-развивающую среду для организации раннего обучения английского языка в ДОУ в соответствии с концепцией и педагогической технологией Программы воспитания и обучения детей в детском саду и примерной « сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1- м классе начальной школы Епанченцевой Н.Д.
Успешное решение основных задач ДОУ возможно при наличии творческого коллектива единомышленников. В прошлом году с детьми работали 5 педагогов. Из них имеют:
высшее образование - 5 (83 %)
среднее специальное - 1 (17%)
Имеют стаж педагогической деятельности: до 5 лет - 1 педагог (17 %) от 5 до 10 лет - 1 педагогов (17%)
от 10 до 15 лет - 2 педагога (33%)
от 15 до 20 лет - педагогов (0 %)
свыше 20 лет - 2педагогов (33%)
Имеют квалификационную категорию 5педагогов (83 %). Из них:
высшую - 1 (17 %)
первую- 1 (17%)
вторую- 3 (49%)
без категории - 1 (17%)
В 2010-2011 учебном году педагоги повышали свой профессиональный уровень через следующие формы: в течение года все педагоги систематически посещали районные методические объединения; в методическом уголке изучали новинки методической литературы и статьи журналов. Воспитатель младшей разновозрастной группы прошла системные курсы переподготовки кадров в Белгородском региональном институте переподготовки кадров.
Повышению качества воспитательно-образовательного процесса и педмастерства педагогов способствовали разнообразные формы работы и методические мероприятия: педагогические совещания, педагогические часы, деловые игры, консультации, семинары, смотры-конкурсы, анкетирование, самоанализ, открытые мероприятия. Все воспитатели работали над темами по самообразованию.
Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяют сделать выводы о том, что коллектив МДОУ «Детский сад «Родничок» с.Колыхалино» Валуйского района Белгородской обл.:
—сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры;
—стабилен;
—работоспособный, опытный
Но в деятельности педагогов отмечается консерватизм, нежелание участвовать в инновационной работе, особенно у воспитателей с большим стажем работы. Недостаточно проводится работа по самообразованию. В связи с эти введены программы самообразования.
Было проведено анкетирование педагогов, которое включало вопросы самоанализа педмастерства. Из наблюдений, бесед, проверки планов педагогов были выявлены затруднения у педагогов.
Укрепление и развитие тесной связи с семьей и различными институтами детства обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, успешное формирование основ целостной личности человека. Поэтому коллектив ДОУ постоянно заботится о повышении качества работы с родителями и расширению связей с социумом.
В прошедшем учебном году дошкольное образовательное учреждение сотрудничало с:
• МОУ «Шелаевская СОШ»
• Сельской модельной библиотекой;
• ДК с.Шелаево;
• МУЗ ЦРБ;
Взаимодействие с детской библиотекой способствовало поддержанию активного тяготения старших дошкольников к книге, воспитанию интереса и любви к ней, развитию детской впечатлительности, эмоциональности, творческих способностей и умений.
Подводя итог за 2010-2011 учебный год, можно сделать вывод, что в ДОУ осуществляется планомерная, целенаправленная и систематическая работа по воспитанию и развитию детей, что позволяет добиваться хороших результатов.