Публичный отчет

 МДОУ «Детский сад Родничок»

с.Колыхалино»

за 2010-2011 учебный год

В 2010-2011 учебном году в МДОУ «Детский сад «Родничок» с.Колыхалино» Ва-луйского района функционировало 2 группы. Из них: младшая разновозрастная и стар­шая разновозрастная.

Выполнение основной задачи ДОУ по обеспечению целостного развития ребён­ка в период дошкольного детства происходит путём реализации «Программы воспитания и   обучения   в   детском   саду»   под   редакцией   М.А.Васильевой,   Т.С.   Комаровой, В.В.Гербовой.

В 2010-2011 учебном году большое внимание в ДОУ уделялось реализации сле­дующих задач:

        реализация эффективных форм оздоровления и физического развития дошкольни­-
ков посредством использования инновационных технологий и методик;

        формирование у детей грамматического строя речи на основе театрализации;

        совершенствование работы с родителями.

Реализуя первую задачу, педагоги работали в тесном контакте с фельдшером ФАПа с.Колыхалино Горягиной Н.Н.. Считая физическое развитие и укрепление здоровья детей ведущим направлением в работе с дошкольниками, в прошедшем учебном году коллектив ДОУ осуществлял систематическую физкультурно-оздоровительную и лечебно-профилактическую работу. В течение года в ДОУ осуществлялась комплексная система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- утренняя зарядка: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное - в зале;

-   двигательная деятельность (физическая культура) - 3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе;

-   физкультурные праздники и развлечения;

-   ежедневные прогулки;

-   корригирующая гимнастика;

-   дыхательная гимнастика;

-   оздоровительная гимнастика после сна;

-   психогимнастика;

-   во время непосредственно образовательной деятельности  физкультминутки, гимнастика для глаз;

-     закаливающие процедуры: сухое растирание, обширное умывание, сол-­
нечные и воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой;


 

-занятия по валеологии и охраны безопасности жизни с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

 - витаминизация пищи;

-санитарно - просветительная работа с родителями и персоналом ДОУ. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми осуществляется с разнообразием использования различных здоровьесберегающих технологий. Коллектив ДОУ рассмотрел ряд оздоровительных программ: «Здоровой малыш» Бересневой, «Остров здоровья» Александровой, «Здоровый ребенок» Чупаха и другие. Каждая из этих программ строится на основе нетрадиционных здоровьесберегающих методик. Но взять  за основу какую-либо из программ мы не смогли, так как детском саду нет достаточной предметно-развивающей среды, чтобы реализовать одну из этих программ. Поэтому коллектив подобрал ряд нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий, которые помогут нам в оздоровлении детей. Разработал систему физкультурно-оздоровительной работы.  Педагоги пополняют предметно развивающую среду нестандартным оборудованием, разрабатывают инструментарий диагностики физического развития детей, изучают и  анализируют методическую литературу по данному вопросу. Результатом всей этой работы будет программа нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы «Здоровячок», которую планируем апробировать в 2011-2012 году.

Особое значение в воспитании здорового ребенка уделялось развитию движений и физической культуры во время непосредственно образовательной деятельности. В организации физической культуры и подвижных игр воспитатели групп Косянчук Л.Н., Прудникова Л.В. осуществляют дифференциро­ванный подход к детям с учётом группы здоровья и уровня физического развития, на­блюдая за самочувствием ребёнка, регулирует нагрузку.

Два раза в год проводится диагностическое обследование воспитанников в начале и конце учебного года. Полученные данные заносятся в диагностические карты, проводит­ся сравнительный качественный анализ, результаты обсуждаются на педагогических со­ветах, доводятся до сведения родителей.

Ориентация в работе на степень подвижности детей позволила наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движе­ний и формированию высокой физической подготовленности.

Двигательная деятельность включают в себя компоненты корригирующих упражне­ний для профилактики нарушений осанки, сколиоза.

Нагрузки на детей варьировались по результатам наблюдений педагогов. Осуществляя педагогику оздоровления, воспитатели изыскивают новые методы: из­готавливают нетрадиционный материал - массажные коврики, массажеры для рук и тела.

Эффективность оздоровительной работы подтверждается положительной дина­микой: пропуски по болезни одним ребенком и заболеваемость ниже районных показа­телей.

Но вместе с тем, редко   проводилась непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  на свежем воздухе, не всегда продумана организация прогулок. Педагоги недостаточно и бес­системно    используют         здоровьесберегающие    методы    в    воспитательно-образовательном процессе (физминутки проводятся не на всех занятиях).

Кроме физической культуры с детьми в ДОУ проводятся занятия по ва­леологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены способствуют повышению эффективности занятий, проводи­мых в ДОУ и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физиче­ские и психические перегрузки и переутомление у детей. Все это позволило добиться следующих результатов:

 

Уровень и динамика физической подготовленности.

 

Уровень

Годы /количество детей, посещающих ДОУ.

2009 /

 43 ребенка

2010 /

 47 детей

 

Средний

43,4

33,9

 

Выше среднего

49,5

61,48

 

Ниже среднего

7,1

6,36

 

 

 

Динамика показателей физического развития детей (%):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели).

 

Группы здоровья

Годы /количество детей, посещающих ДОУ.

2009 /

43 ребенка

2010 /

 47 детей

 

I

25(58%)

29(61%)

 

II

18(42%)

18(39%)

 

III

-

-

-

 

Наряду с достижениями есть и недостатки:

- перерывы в проведении закаливающих процедур из-за низкой температуры в  период межсезонья,

- недостаточное   оснащение спортивного зала: малое  количество нестандартного оборудования, спортивных игр и спортивных комплексов.

В ДОУ должное внимание уделяется рациональному питанию детей. Ежедневно ве­дется витаминизация пищи, осуществляется контроль за организацией питания и за со­блюдением санитарно-гигиенических норм. При составлении меню строго учитывается подбор продуктов, обеспечивающих детей основными пищевыми веществами, и пра­вильное сочетание всех пищевых ингредиентов, как в количественном, так и в качест­венном отношении.

Но вместе с тем наблюдается невыполнение норм ежедневного потребления фруктов, сыра, сметаны из-за нехватки денежных средств.

С целью профилактики простудных заболеваний и гриппа в меню для детей включались луковый, фруктовый и овощной салаты, элеутерококк. В течение года дети по графику получали фиточаи.

Работа по оздоровлению детей велась в тесном контакте с родителями:

-   совместные спортивные праздники;

-   информация в родительских уголках;

-   родительские собрания в форме круглого стола с участием врача - педиатра,  анкетирование.

Результаты физкультурно-оздоровительной работы освещались на родительских собраниях, педагогических совещаниях.

Анализ заболеваемости показывает

Пропуски по болезни на 1 ребёнка составили:

 в 2009году (за период с 8.09.2009 по 31.12.2009) – 5,4 дней

в 2010 году (за период с 1.01.2010 по 31.12.2010) – 7,6 дней.

Результаты говорят о том, что заболеваемость в детском саду значительно ниже, чем по району.

Таким образом, исходя из вышесказанного, в 2011-2012учебном году необхо­димо совершенствовать условия для обеспечения охраны и укрепления здоровья детей посредством мониторинга вариативных методов оздоровительной работы, приобщения детей к основам здорового образа жизни.

Вторым ведущим направлением деятельности ДОУ было формирование у детей грамматического строя речи на основе театрализации.

Воспитатели групп работают над речевым развитием по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой. Во всех возрастных группах разработаны  перспективные планы, которые являются

основой для текущего планирования. В этих планах отражены занятия, индивидуальная работа по формированию у детей грамматического строя речи. Музыкальный руководи­тель Марчук Л.И. результативно осуществляла работу по театрализованной деятельности . Система музыкального воспитания и развития детей в течение учебного года была обо­гащена различными формами организации педагогического процесса:

-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, тематические, комплекс­ные);

-праздники и развлечения;

-театр малышам (кукольный, пальчиковый, и др.).

Результатом проведенной работы воспитателей и музыкального руководителя стало то, что дети с желанием вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, от­вечают на вопросы, понимают тексты литературных произведений, научились вырази­тельно читать стихотворения, но не все умеют использовать знаки, схемы, испытывают трудности в овладении грамматическим строем речи, мало употребляют сложно - под­чиненные предложения, ограничиваются кратким, простым ответом, затрудняются в подборе слов на заданный звук, в составлении рассказов. Следует продолжить работу над освоением окончаний существительных, глаголов, прилагательных, учить слышать выделяемый звук в слове. Дети знают способы речевых контактов, обращений, умеют пересказывать литературные произведения близко к тексту, рассказывают по картине , из личного опыта, различают жанры произведений, умеют строить простые и сложные предложения, умеют пользоваться интонацией. Испытывают трудности в умении заме­чать и исправлять речевые ошибки, затрудняются проводить звуковой анализ слова, де­лить слова на слоги, подбирать однокоренные слова.

При организации занятий по   обучению творческому рассказыванию, заучиванию стихов педагоги   придерживаются определённых штампов, благодаря чему у детей резко пропадает интерес к занятию. Применяемые при этом игровые   приёмы малоэффектив­ны, т.к. большей частью используются лишь для создания интереса, а не для стимуляции умственной активности детей.

При освоении связного высказывания дети сталкиваются с трудностями в планиро­вании и правильном структурировании рассказа (они перескакивают в конец рассказа, рассказ состоит из набора слов), иногда меняют высказывания мимикой, жестами. При пересказывании литературных произведений стесняются интонационно передавать диа­лог действующих лиц, характеристику персонажей.

Для повышения уровня речевого развития детей всех возрастных групп необ­ходимо составить план работы, продумать оформление речевых уголков, изучить новые технологии по речевому развитии, внедрить их в работу, создать творческую группу, провести ряд консультаций и открытых занятий, провести тематический контроль и педагогический совет по данному разделу программы.

Третьим ведущим направлением деятельности ДОУ является совершенствование ра­боты с родителями.

Работа с родителями в текущем году строилась согласно тематическому плану

на учебный год. Результативность действий по реализации годового плана во многом определяется успешностью совместной деятельности, координации деятельности всего медико-педагогического коллектива, обслуживающего персонала детского сада и роди­телей, специальная организация взаимодействия сотрудников ДОУ и семей воспитанни­ков.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

                       изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определе­ния содержания работы и форм организации). С этой целью проводится анкетирование и
опросы, социологические исследования;

                       просвещение родителей ставит своей задачей повышение их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников, был   создан банк данных о семьях воспитанников. В   целом для основ­ного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее воспитание.

На основе полученных результатов мы выявили, что актуальные для нас проблемы — повышение требований к детям, налаживание взаимоотношений с детьми и родителя­ми, через внедрение дней открытых дверей, семинаров, заседаний родительского коми­тета, совместные праздники и развлечения, совместная работа детского сада и родителей по благоустройству территории.

Анализируя работу за прошедший год, можно сделать вывод, что план по ра­боте с семьей выполнен. Анализ анкет родителей по оценке деятельности ДОУ показы­вает, что детский сад пользуется авторитетом и родители удовлетворены его работой. Наряду с этим есть и недостатки:

-большинство родителей отметили необходимость улучшения материально-технической базы ДОУ;

- нужно больше использовать в работе опыт семейного воспитания, которым роди­тели могут поделиться на конференциях, беседах за круглым столом.

Реализуемая в ДОУ программа обеспечивает создание условий для формирования психологической готовности ребенка к школе (мотивационный компонент, интеллекту­альный.) Видимым результатом ДОУ являются то, как подготовлены выпускники к школе. На конец 2010-2011 года диагностическое обследование показало, что дети идут в школу хорошо подготовленными. На хороший результат подготовки детей к школе повлияли следующие факторы:

-                          систематическое проведение занятий по всем видам деятельности;

-                          грамотная организация поисковой детской деятельности в процессе опытни­ческой работы познавательного развития детей;

-                          владение воспитателями современными методиками технологиями развития детей;

-                          умение применять в своей работе методы моделирования, экспериментирования, проблемный метод обучения;

-                          привлечением родителей к совместной работе по подготовке детей к обуче­нию в школе.

В дальнейшем же в организации образовательной работы необходимо больше ис­пользовать разнообразных дидактических средств на развитие у детей логического мышления, на умение анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать.

Ежегодно разрабатывается и реализуется план взаимодействия с МОУ «Шелаевская СОШ», в который обязательно включаются мероприятия не только для педагогов, но и для воспитанников и их родителей .

В детском саду органично соединено основное и дополнительное образование по коммуникативной деятельности -  иностранный язык. Свою деятельность учитель английского языка Зверева И.В. строит на создании условий, способствующих охране психического, соматического, социального благополучия воспитанников. Однако недостаточная мобильность создан­ной предметно-развивающей среды не позволяет активизировать интерес детей к изуче­нию иностранного языка. Необходимо создать в ДОУ современную предметно-развивающую среду для организации раннего обучения английского языка в ДОУ в соот­ветствии с концепцией и педагогической технологией Программы воспитания и обучения детей в детском саду и примерной « сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1- м классе начальной школы Епанченцевой Н.Д.

Успешное решение основных задач ДОУ возможно при наличии творческого коллектива единомышленников. В прошлом году с детьми работали 5 педагогов. Из них имеют:

высшее образование - 5 (83 %)

среднее специальное - 1 (17%)

Имеют стаж педагогической деятельности: до 5 лет -   1 педагог  (17 %) от 5 до 10 лет - 1 педагогов     (17%)

от 10 до 15 лет - 2 педагога (33%)

от 15 до 20 лет - педагогов    (0 %)

свыше 20 лет - 2педагогов    (33%)

Имеют квалификационную категорию   5педагогов (83 %). Из них:

высшую - 1 (17 %)

первую-  1 (17%)

вторую-   3 (49%)

без категории - 1 (17%)

В 2010-2011 учебном году педагоги повышали свой профессиональный уро­вень через следующие формы: в течение года все педагоги систематически посещали районные методические объединения; в методическом уголке изучали новинки методи­ческой литературы и статьи журналов. Воспитатель младшей разновозрастной группы прошла системные курсы переподготовки кадров в Белгородском региональном институте переподготовки кадров.

Повышению качества воспитательно-образовательного процесса и педмастерства педагогов способствовали разнообразные формы работы и методические мероприя­тия: педагогические совещания, педагогические часы, деловые игры, консультации, се­минары, смотры-конкурсы, анкетирование, самоанализ, открытые мероприятия. Все воспитатели работали над темами по самообразованию.

Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяют сделать вы­воды о том, что коллектив МДОУ «Детский сад «Родничок» с.Колыхалино» Валуйского района Белгородской обл.:

—сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры;

—стабилен;

—работоспособный, опытный

Но в деятельности педагогов отмечается консерватизм, нежелание участвовать в инновационной работе, особенно у воспитателей с большим стажем работы. Недоста­точно проводится работа по самообразованию. В связи с эти введены программы само­образования.

Было проведено анкетирование педагогов, которое включало вопросы самоана­лиза педмастерства. Из наблюдений, бесед, проверки планов педагогов были выявлены затруднения у педагогов.

Укрепление и развитие тесной связи с семьей и различными институтами дет­ства обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, успешное фор­мирование основ целостной личности человека. Поэтому коллектив ДОУ постоянно заботится о повышении качества работы с родителями и расширению связей с социумом.

В прошедшем учебном году дошкольное образовательное учреждение сотруд­ничало с:

                         МОУ «Шелаевская СОШ»

                         Сельской модельной библиотекой;

                         ДК с.Шелаево;

                         МУЗ ЦРБ;

Взаимодействие с детской библиотекой способствовало поддержанию активно­го тяготения старших дошкольников к книге, воспитанию интереса и любви к ней, раз­витию детской впечатлительности, эмоциональности, творческих способностей и уме­ний.

Подводя итог за 2010-2011 учебный год, можно сделать вывод, что в ДОУ осу­ществляется планомерная, целенаправленная и систематическая работа по воспитанию и развитию детей, что позволяет добиваться хороших результатов.

Hosted by uCoz