ОРУЖИЕ

ОРУЖИЕ

В рамках общей символики борьбы, которую ведет герой, его оружие в определенном смысле представляет противоположность чудовищам, с которыми ему надлежит сражаться. Как бывают разные виды чудовищ, точно так же есть разные виды оружия. Поэтому оружие, используемое в мифологической битве, имеет глубокое и специфическое значение: оно определяет и героя, и врага, которого тот намерен уничтожить. Поскольку при чисто психологической интерпретации символа враг попросту представляет силы, угрожающие герою изнутри, оружие становится подлинной репрезентацией состояния конфликта (крылья Икара, меч Персея, палица Геракла, посох Эдипа, трезубец Нептуна, Аида и сатаны) (15). Юнг суммирует это так: "Оружие представляет собой выражение воли, направленной к определенной цели" (56). Павел в Послании к Эфесянам (6: 10-17) дает следующий совет относительно того, как христианам следует встречать врага: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; Потому что ваша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов поднебесных. Для сего приимите во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, перепоясавши чересла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, И обувши ноги в готовность благовествовать мир; А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (46). По св. Ефрему, аллегорическая интерпретация символизма высказывания Павла такова: шлем - надежда; перепоясание чресел - милосердие; обувь - смирение; щит - крест; лук - молитва; меч - слово Божье (46). Предлагаемая Дилем интерпретация символизма оружия также подчеркивает его моральное значение; он замечает, что с помощью "оружия, данного ему божеством" - вспомним, что в мифах, средневековых легендах и фольклоре оружие часто дастся герою чудесным образом, - человеку надлежит сражаться против напора своих иррациональных желаний, против обманывающего его чудовища и, таким образом, служить высшим целям духа. Посему оружие символизирует силы и функции сублимации и одухотворения в противоположность чудовищам, которыми представлены более низменные силы (15). Вот почему мифы и легенды подчеркивают почти автономную силу оружия, объектов и атрибутов, принадлежащих героям, святым и полубогам, - таких, как Олифант - рог Роланда, молот Тора и жезл Моисея (4). В дополнение к такому общему значению символика некоторых видов оружия обогащается ассоциациями с той стихией, к которой оно относится. Так, метательные шары южноамериканских индейцев и пастухов, а также праща ассоциируются с воздухом; копье - с землей; меч - с огнем; трезубец - с водными глубинами (41). Дальнейшие дополнительные значения возникают в связи с определенными группами оружия в сочетании с тем или иным персонажем: скипетр, булава, жезл и плеть являются атрибутами монарха; копье, кинжал и меч - оружие рыцаря; нож и стилет -- тайное и в определенном смысле низменное оружие; молния и сеть - оружие уранических богов и т.д. Сравнение различных символических градаций оружия с юнговскими архетипами даст следующие корреляции: Тень - нож, кинжал; Анима - копье; Мана - булава или палица, сеть, плеть; Самость - меч. На основании данной корреляции Шнайдер утверждает, что битва копья против меча есть битва земли против неба. С другой стороны, меч обладает еще одним специфическим значением в качестве "оружия спасения", связанным с медицинскими ритуалами (51) и церемониями, более возвышенными по своему подтексту. Дробящее оружие, такое как палица, выступает представителем скорее разрушения, нежели победы (15).

Означает силу, часто сверхъестественную, превосходство, защиту, а также уничтожение. Присвоение оружия символизирует приобретение силы побежденного. Игра с оружием символизирует победу любви над войной. Оружие разрушения в руках богов символизирует также освобождение, ибо они поражают невежество и низшее "Я" человека, чтобы пробудить сознание и ощущения. Груда оружия, или военной добычи, на которой выросло оливковое дерево. символ подводит нас к идее о том, что подлинный и прочный мир может быть установлен лишь при помощи оружия, то есть должен быть следствием победы, ее триумфальным результатом. Подобно этому, человек, одержавший победу над собой, победивший свои неупорядоченные страсти, обнаружит, что из этого его трофея произрастет неувядающая оливковая ветвь, как символ спокойствия и надежная гарантия мира. [EMSYI,таб.36-13,с.257] Стойка, в которой объединены различные виды оружия. Каждое из них одинаково является инструментом смерти и символом разрушения. [EMSYI,таб.40-8,с.277]

Двусмысленный символ власти или воли — агрессивной или защищающей, угнетающей или освобождающей В древнем мире, где жизнь была ненадежна, только некоторые виды оружия имели полностью разрушительный символизм, за исключением, возможно, дубинки. Многие виды оружия связывали с истиной, сильным желанием или другими добродетелями, а в мифах и легендах волшебным оружием владели герои. Оружие часто служило церемониальной эмблемой власти или правосудия. В искусстве оружие обычно символизирует войну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным. Любимой темой искусства эпохи Ренессанса был триумф любви над войной (или страстью), как в картине Боттичелли «Марс и Венера» (1483), где купидоны (спутники богини любви Венеры) играют с копьем спящего бога войны.