Омела. Всегда зеленое паразитическое образование на деревьях, которое древние принимали за проявление живого духа, потому омела была объектом языческих обрядов. Она была символом жизни и защитным талисманом: ЭНЕИ (8) отщепил "золотой побег", перед тем как спуститься в подземный мир с Кумской сивиллой.
Паразитическое растение, растущее на дубе. Когда-то кельтские друиды собирали ее, чтобы использовать в ритуалах, связанных с плодородием (8). Омела символизирует возрождение и восстановление семейной жизни (49). Фрэзер отождествил ее с "золотой ветвью", ссылаясь на Вергилия, который писал: "Чудесное растение, мерцающее золотым светом среди зеленой листвы. Именно холодной зимой омела, постоялец дерева, всегда инородный ему, неутомимо выставляет свежую зелень, пятная темный ствол желтизной своих ягод, ... чем кажутся золотые листья среди зеленой листвы дуба, и что эти золотые листья шепчут кроткому ветерку" (Энеида, IV). Полагают, что желтый цветок омелы - путем тайной магии - наделен силой открывать спрятанные сокровища (21).
Символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим". Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, облечена дополнительными духовными качествами (см. молния). Сок ее ягод - пища для тела и духа. Ассоциируется с норвежской богиней Бальдур. Некоторые авторитеты полагают, что собирание друидами плодов омелы при помощи золотого серпа связано с мифом о Кроносе, кастрирующем Урана.
(бот. Viscum album) - лiбимое в =овое время как символ праздника iождества растение, которое в древнем мире в некоторvх культурах считалось свя_еннvм. iолупаразитическое растение, которое отнимает у своего растения-хозяина воду и минеральнvе ве_ества, рассматривалось как имеi_ее промежуточнvй характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево (преиму_ественно дуб). +мелv, расту_ие на дубах, особенно ценились. например, в -ревнем iиме и у кельтских друидов. iо iлиниi, последние срезали их золотvми серпами, подхватvвали белvм платком и затем, вместе с закланием бvка, приносили в дар богам. +мела считалась "панацеей" и, благодаря своему вечнозеленому естеству, символом бессмертия. Tогласно i. Фон iанке-+равесу, имеется предание, что омела воспринималась как половой орган дуба, и когда "друидv в ритуальнvх целях срезали ее золотvм серпом, они осу_ествляли его символическое оскопление. Tязкий сок ягод омелv рассматривался как сперма дуба, обладаi_ая сильнvм омолаживаi_им воздействием (хилус - млечнvй сок)". ?елительнvе свойства этого расгения серьезно исследуiтся в =овое время. -оказанv его мочегонное действие и способность слегка понижать кровяное давление, тогда как подчеркиваемое антропософской медициной противораковое воздействие (медикамент "искадор") должно бvть е_е доказано в клиническом испvтании. Lнглийский обvчай вvвешивать в рождественские дни ветки омелv, возможно. имеет свои истоки в вvсокой оценке этого растения кельтами. T германской мифологии омела, из-за заговора злокозненного Tоки, стала в руках слепого бога -їда смертоноснvм копьем, которое принесло смерть богу света и растительности +альдру; только после гибели богов и всего мира (см. iонец света) +альдр и его убийца получаiт возможность начать новуi жизнь в новом райском царстве +имле. T этом мифе омела является символом орудия, самого по себе безобидного, но из-за вредоноснvх чар становя_егося гибельнvм.
Плодородие, богатство, защита, лечение, возрождение, бессмертие — волшебная «золотая ветвь» у кельтов. Как вечнозеленый паразит, который посреди зимы цветет желтыми цветами и дает белые ягоды, омела символизирует продолжение развития тех лиственных деревье в, на которых она обычно приживается. Омела, опутавшая дуб (редкий случай), считалась символом женской плодовитости у друидов, которые, согласно римскому историку Плинию (24— 79 гг. н. э.), срезали ее золотым серпом на шестой день новолуния (возможно, в ке льтский Новый год в ноябре) и под этим деревом приносили в жертву белого бычка. Бытовало мнение, что сок ягод омелы (который считали семенем дерева и связывали с мудростью и силой) предотвращает бесплодие, болезни рогатого скота; ему приписывались и другие целебные свойства.
Почитание кельтами омелы (они думали, что она — порождение молнии), возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия (29—19 гг. до н. э.), где Эней, чтобы безопасно пересечь загробное царство, держал в руках ветвь омелы. «Золотая ветвь» жизни, омела неожиданно ста новится инструментом смерти в скандинавских и германских мифах о Бальдре, боге света, который был убит случайной стрелой, сделанной из омелы. Эта очевидная инверсия охранительной символики может означать переход от жизни к смерти при помощи священного раст ения. Кельтская традиция, видимо, отразилась в христианской рождественской традиции поцелуев под ветвью омелы, предвещающих плодотворный союз.