ГОЛУБЬ

ГОЛУБЬ

Голубь. Христианский символ Св. Духа, по словам Иоанна Крестителя: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32). В этом значении он появляется в изображениях БЛАГОВЕЩЕНИЯ, КРЕЩЕНИЯ Христа и ПАВЛА, апостола (2); СОШЕСТВИЯ СВ. ДУХА и ТРОИЦЫ; аналогичным образом он изображается парящим у уха святых, прославившихся своими литературными трудами, как указание на их вдохновение, в особенности ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО, но также БЕРНАРДИНА СИЕНСКОГО, ИОАННА ХРИЗОСТОМА; ТЕРЕЗЫ; ФОМЫ АКВИНСКОГО. Голубь, вылетающий из уст монахини, символизирует ее душу, возносящуюся на небо, поэтому он у СХОЛАСТИКИ, (сестры БЕНЕДИКТА, душу которой в образе голубя он увидел в видении); также РЕПАРАТЫ и других. В первом случае голубь может сидеть на ее руке или на книге или парить над ее головой. Голубь с пузырьком в клюве является атрибутом. РЕМИГИЯ; сидящий на расцветшем жезле - ИОСИФА, мужа Девы Марии; два голубя на блюде, их крылья распростерты - НИКОЛАЯ ТОЛЕНТИЙСКОГО; двуглавый голубь сидит на плече ЕЛИСЕЯ. Семь голубей, парящие вокруг образа Христа или Девы Марии с Младенцем (как правило, в витражах готических соборов), символизируют Семь даров Св. Духа (Ис„ 11:1-2). У них могут быть подписи по-латыни: Sapientia [Мудрость], Intellectus [Разум], Consilium [Проницательность], Fortitude [Твердость], Scientia [Знание], Pietas [Набожность], Timor [Страх]. Голуби, предназначенные для жертвоприношения, см. ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА; ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСПОДА В ХРАМЕ. Голубь-в ковчеге (НОЙ) стал символом хороших новостей и мира и потому атрибутом МИРА. Со времен античности он символизирует любовь и постоянство, и таким образом голубь или пара голубой являются одним из главных атрибутов ВЕНЕРЫ и в широком смысле РАСПУТСТВА. Целующиеся голуби намекают на объятия влюбленных. Пара голубей, обращенных друг к другу, - принадлежность СОГЛАСИЯ. Порой голубь неожиданно является атрибутом ЦЕЛОМУДРИЯ. См. также ТРОН.

По поверию славян, душа умершего превращается в голубя (4). Эта птица включает общий символизм всех крылатых животных, т.е. духовности и силы сублимации. Голубь как символ души - мотив достаточно распространенный в вестготском и романском искусстве (46). В виде голубя описывается в "Евангелии" третья Ипостась Троицы - Святой Дух, хотя Он также представлен образом языков пламени, сошедших на апостолов в день Пятидесятницы. [КЕРЛОТ]

птица, которая в символике древних культур и до наших дней наделяется значимым смыслом. Миролюбиво безвластный и нежный характер, который приписывается этой птице (в противоположность ее реальному поведению), делает ее воплощением кротости и любви, а наряду с этим - пугливости и болтливости. Сегодня голубь стал символом движения сторонников мира (в противоположность ястребу). Сходная символика была в античные времена, когда голубя противопоставляли орлу и ворону (Гораций, Марциал, Ювенал). "Голубки" было уже в то время эротическим ласкательным именем любовников и пренебрежительным прозвищем продажных девиц. Истоки этого в первую очередь - в возникшей у семитских народов Востока ассоциации голубя с богинейлюбви Астартой, что в 4 в. до н.э. перешло к грекам. Голуби как священные птицы Афродиты содержались в ее храмах (Кифера, Пафос) и ставились в связь с ее любовником Адонисом и с Эротом. Кроме того, они играли роль в оракульском деле. Пророчествующие жрицы в священной роще Додоны - пелейяды - были названы голубями, с тех пор как черный голубь опустился там на дуб, что и послужило поводом к основанию святилища. В сказании о сооружении святилища Юпитера-Амона в оазисе Сивах на первом плане стоит также голубь. У евреев голубь - жертвенное животное, предпочитаемое более бедным населением. Благодаря инстинкту нахождения места своего гнезда, голубь уже в Древнем Египте, как и в Древнем Китае, использовался в качестве переносчика почты. В Древнем Риме голубиное мясо охотно использовали в пищу, несмотря на то что это была священная птица Венеры и голубиные яйца должны были вызывать любовное томление. В лечебном искусстве считалось, что голуби не имеют желчного пузыря и вследствие этого особенно миролюбивы, что они сами употребляют лекарственные растения, например вербену, и поэтому их внутренности и кровь оказывают особенное терапевтическое воздействие. Даже голубиный помет использовался для приготовления повязок. В Библии голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь. При крещении Христа в реке Иордан над его головой парит голубь как образ Святого Духа (Мф 3:16). Святой Дух почти всегда изображается в виде голубя при благовещении Марии, в изображении Троицы и сцен божественного вдохновения. "Семь даров Святого Духа" (мудрость, разум, добрый совет, сила, знание, благочестие и страх Божий) воплощаются посредством голубей; новоокрещенных также символизируют голуби. В символике погребения голубь является "одушевленной птицей", которая воспаряет к раю и там сидит на древе жизни или пьет воду вечной жизни, вылетает из уст умирающих мучеников или несет в клюве мученический венец. В тексте "Физиологуса" говорится о горлице, что она по природе болтлива, но "если она лишается супруга, то умирает одновременно с ним или не связывает себя больше ни с кем другим". Христос "наш чрезвычайно красноречивый духовный голубь, наша в правде благозвучная птичка, которая своей благой вестью позволяет звенеть всему, что есть над небесами... Св. Василий говорит: подражайте же жены горлице и сохраняйте свое супружество, как она". Голубь воплощает добродетель умеренности и является атрибутом многих святых, например евангелистов св. Терезы Авильской, Григория и Василия Великих, Фомы Аквинского и Екатерины Александрийской, Колумбана и св. Схоластики. В алхимической символике белый голубь - символ побеления (осветления) превращающейся в философский камень первоматерии: "черный ворон тановится белым голубем". "Одушевленной птицей" считали голубя также в Индии, в Китае он воплощал супружескую верность и долгую жизнь, потому что голуби большей частью встречаются парами и в уходе за птенцами участвуют и самка, и самец. Он появлялся также в головном уборе "дарящей детей богини" и из-за своей склонности к размножению символизировал плодородие. В немецких народных выражениях упоминается "жареный голубь", который в сказочной стране с молочными реками и кисельными берегами ( "Шлараффенланд") сам летит в рот лентяям. Гёте поэтически уточнил: "Но кто действительно спокоен и ленив, тому жареный голубь в рот влетит, он мог бы вправду огорчиться, если для удобства не разрезана птица".

Голубь с оливковой ветвью.

символ мира. оливковая ветвь посвящена Минерве- искусства процветают лишь в мирное время. [Эмблемата-2; табл.15-14, с.167]

Пара голубей.
Любовь нас объединяет.
символ силы супружеской любви, узы которой объединяют нас вмеесте сильнее, нежели узы простой лю6ви и дружбы. [EMSYI,таб.19-1,с.182]

Голубка, сидящая на дереве над мертвым самцом.
Я горюю о твоей смерти и о собственной участи.
символ подлинного постоянства, которое скорее согласится умереть, чем расстаться со своим возлюбленным или пережить его. [EMSYI,таб.51-1,с.321]

Голубка, сидящая на дереве. (См. рис. 4 в табл. 10 и рис. 2 в табл. 19.) [EMSYI,таб.38-7,с.267]

Голубка, несущая в клюве оливковую веточку. (См. рис. 14 в табл. 15.) [EMSYI,таб.55-15,с.339]

Горлица на сухой ветке.
Моя песнь - мой плач.
символ того, что истинная любовь и привязанность, потеряв своего возлюбленного, всегда переживает что-то вроде застывшей подавленности или тоску о нем. Так одинокая горлица, лишившись супруга, поет жалобную и скорбную песнь. [EMSYI,таб.19-2,с.182]

Две горлицы, целующихся в ветвях дерева.
Ничего нет слаще.
символ олицетворяет радости супружеской любви и верности. [EMSYI,таб.52-8,с.326]

Горлица на сухой ветке.
символ верности, особенно для неутешных вдов. Шекспир об этом говорит так:

Я, старая горлица,
Взлечу на высохшую ветвь
И там буду оплакивать своего супруга,
Которого никогда не обрету вновь,
Вплоть до своего конца.
[EMSYI,таб.21-15,с.193]

Горлица на ветке, оплакивающая своего супруга.
символ любви. [Эмблемата-2; табл.10-4, с.145]

Голубь с оливковой ветвью.
символ мира. оливковая ветвь посвящена Минерве- искусства процветают лишь в мирное время. [Эмблемата-2; табл.15-14, с.167]

Пара голубей.
Любовь нас объединяет.
символ силы супружеской любви, узы которой объединяют нас вмеесте сильнее, нежели узы простой лю6ви и дружбы. [EMSYI,таб.19-1,с.182]

Голубка, сидящая на дереве над мертвым самцом.
Я горюю о твоей смерти и о собственной участи.
символ подлинного постоянства, которое скорее согласится умереть, чем расстаться со своим возлюбленным или пережить его. [EMSYI,таб.51-1,с.321]

Голубка, сидящая на дереве. (См. рис. 4 в табл. 10 и рис. 2 в табл. 19.) [EMSYI,таб.38-7,с.267]

Голубка, несущая в клюве оливковую веточку. (См. рис. 14 в табл. 15.) [EMSYI,таб.55-15,с.339]


ХРИСТИАНСТВО
В античном и христианском искусстве голубь стал символом чистоты и мира. В истории о всемирном потопе рассказывается о голубе, выпущенном Ноем из ковчега, который в качестве свидетельства того, что вода сошла с земли и что Господь заключил с людьми мир, принес в клюве масличный лист (Быт. 8).

В законе Моисея голубь объявлен чистым существом, и по этой причине он используется как очищающее приношение после рождения ребенка. Часто в сценах Сретения Господня Иосиф изображен с двумя голубями в корзине. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа... И чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22,24). Голубя, служащего символом чистоты, можно часто видеть сидящим на посохе Иосифа в знак того, что Господь избрал Иосифа в мужья Деве Марии. Отец Св. Екатерины Сиенской увидел голубя над головой этой святой, когда она молилась.

Однако чаще всего в христианском искусстве голубь используется как символ Святого Духа. Этот символ впервые появляется в описании крещения Христа. «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Иоанн 1:32). Голубь, символ Духа Святого, присутствует в композициях Троицы, Крещения и Благовещения Марии. Семеро голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии 11:1. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

Голубя также связывают с житиями некоторых святых. Он — атрибут Св. Бенедикта, который в виде белого голубя, возносящегося в Небеса, узрел душу своей умершей сестры Схоластики. Голубь, севший на плечо Св. Георгия Великого, стал также атрибутом этого святого.


ИЛЛЮСТРАЦИИ
Голубь с оливковой ветвью. Раннехристианская катакомбная живопись. Сус (Северная Африка)
Голубиная парочка - символ влюбленности. Иллюстрация из детской книги Франца Поччи, 1846 г.
Голуби в сказке о Золушке. Гравюра на меди Людвига Рихтера