Голова, Отсеченная голова: На большом плоском блюде - ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (7, 9). С завязанными глазами на большом плоском блюде - ПАВЕЛ, апостол (13). Которую держит женщина с мечом в руке, возможно, кладется в мешок - ЮДИФЬ. Большая голова, которую держит молодой воин или несет ее, насаженной на кол, - ДАВИД (4). Голова со змеями вместо волос, которую держит греческий воин, ПЕРСЕЙ. С обезглавленным телом, сцена суда - МАНЛИЙ ТОРКВАТ. Голова, возможно коронованная, которую держат над источником, - ТОМИРИС. Которую держит женщина, коленопреклоненная перед восседающим на троне королем, - СУД ОТТОНА. Пронзенная копьем, у ног женщины-воительницы - ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ СВЕТА: Америка. Перед римским военачальником - ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий. У ног или под ногами крылатого бога - МЕРКУРИЙ (1). Цефалофор, то есть святой со своей головой, "укрытой в руках" или которую он держит в руках, есть ДЕНИ. Голова Христа, запечатленная на плате, - ВЕРОНИКА. Голова с двумя лицами - бог ЯНУС. Голова с тремя лицами - персонифицированное БЛАГОРАЗУМИЕ, иногда у него может быть два лица. См. также МОНСТР.
Согласно книге "Зогар", "магическая голова" означает астральный свет (9); в средневековом искусстве символизирует разум (46) и духовную жизнь; по этой причине символ часто использовался в декоративном искусстве. С другой стороны, Платон в "Тимее" утверждает, что "голова человека является символом мира". В подтверждение этому Жсбелен указывает, что череп, полусферический венец человеческого тела, означает небеса. Очевидно, голова связывается в этом случае со сферой, символизирующей Единство. В системе египетских иероглифов этот символ имеет то же значение (19). Голова орла служила символом солнца и центра излучения, эманации - т.е. космического пламени и духовного огня вселенной (4). Две, три или четыре головы вместе усиливают данный аспект символики головы. Так, Близнецы, олицетворение дуальности Природы, или объединяющей (но не соединяющей) связи двух элементов мироздания, представлены существом с двумя головами или лицами, подобно римскому Янусу. Геката наделялась тремя головами (поэтому ее называли "имеющей три лика") - подобная символика могла быть связана с "тремя уровнями" (Небо, Земля и Ад), а также с тремя "жизненными импульсами" Диля (15). Соединение четырех голов или лиц, например, в изображении Верховного Брахмы, имеет то же символическое значение, что и тетраморфы (60). Герберт Кюн в своей книге "Вознесение человечества" (Париж, 1958) отмечает особую важность символики головы. В частности, он отмечает, что обезглавливание тел в первобытную эпоху говорит об осознании человеком независимости духовного элемента, находящегося в голове, от жизненного элемента, представленного телом как таковым. Кюн добавляет, что неолические представления о том, что под внешностью человека скрывается его непреходящая сущность, близки со средневековыми воззрениями. [КЕРЛОТ]
ХРИСТИАНСТВО
Изображение головы, как самой верхней и самой главной части тела, иногда используется в качестве символического выражения всего человека. Она также является символическим выражением места пребывания жизни и, будучи главным членом тела, управляет всеми другими его членами. Таким образом, Христос является духовным главой Своей Церкви не только благодаря своему величию и могуществу, но и потому, что Он вдыхает жизнь и силу в каждого верующего.Голова используется в качестве атрибута ряда библейских персонажей. Отсеченная голова в руках или возле ног человека является атрибутом Давида, который сразил Голиафа Филистимлянина камнем, бросив его из пращи, а затем его же мечом отсек ему голову. Юдифь изображают с отрубленной головой в руке, напоминающей об убийстве ею Олоферна. Есть много картин, на которых изображена Саломея, несущая на блюде голову Иоанна Крестителя, окруженную нимбом. Иногда голова на блюде используется в качестве атрибута Св. Иоанна Крестителя.
ЕГИПЕТ
Когда в "Книге Мертвых" (гл. 53) говорится: "Чтобы головой вниз я не превратился в антипода", то это означает символ смерти. В гробнице Рамзеса IX показаны в трех коридорах сцены из нижнего мира, среди которых фриз с умершим, стоящим на голове. В "Книге нижнего мира Амдуат" сообщается, как по приказу бога Солнца "тени", "головы" и "поставленные на голову" уничтожаются изрыгающими огонь демонами. Страх потерять голову приводил во времена Древнего царства к помещению в гробницу муляжа, заменяющего голову в натуральную величину. Появившиеся в период Среднего царства маски мумий являются также предохранительным средством против потери головы.