ГЛАЗ

ГЛАЗ

Bажнейший орган чувств человека, в символике всегда связан со светом и "способностью духовного видения"; одновременно, по воззрению древних, он является не только воспринимающим органом, но и сам посылает "лучи энергии" и считается символом способности к духовному выражению. Злые существа или существа с большой магической силой обладали якобы глазами, взгляд которых превращает в камень или обезоруживает. В античной легенде об этом свидетельствует смерть Медузы (горгоны) от руки Персея, который убил ее с помощью медного щита, использованного как зеркало; в древнеирландской героической саге "злой взгляд" короля Балора (племя форморов) мог срабатывать в случае, когда четверо мужчин поднимали вверх веко его глаза. Мнимое излучение "злого глаза" было побудительной причиной для изготовления многочисленных амулетов. Однако для науки о символах более значимой является положительная выразительность глаза. Во многих культурах всевидящим глазом считается Солнце или же последнее символизируется глазом, как, например, у юного египетского бога Солнца Гора, который в других случаях изображался в виде сокола или человека с головой сокола; его глаз, изображенный в манере характерной стилизации, так называемый глаз "удьят" (удшат), считался сильнодействующим амулетом. В христианской иконографии глаз - в центре солнечных лучей или в треугольнике с направленной вверх вершиной - является общеизвестным символом божественной вездесущей силы или же Троицы. Высшие ангельские чины (херувим, серафим) носят в знак их проницательности и мудрости глаза на крыльях. Предпринимались многочисленные попытки избавиться от глазных болезней при помощи религиозных действий (благословение глаз, милостыня и обет ради заживления глаз) или промывания глаз в святых источниках и колодцах. Слепота приписывалась счастью (фортуне), так как оно разбрасывает свои подарки без разбора; с завязанными глазами изображалась юстиция, поскольку правосудие должно совершаться "невзирая на лица", равно как и изображение "синагоги", воплощения еврейства, которое "в своей слепоте не узнало Иисуса как истинного избавителя" (ослепление - слепота в переносном смысле). Св. Хильдегард Бингенская (1098-1179) считает глаз органом с многосторонней символикой: "Глаза, которые так много видят, указывают на созвездия на небосклоне, которые светят везде. Их белки символизируют чистоту эфира, их ясность - блеск звезд, зрачок - звезды во Вселенной (эфирном пространстве). Их влага олицетворяет влагу, которой этот эфир пронизывается из горных источников, чтобы избежать разрушения от верхнего слоя огня (огненное небо, эмпирей)". Каждая функция глаз имеет свое соответствие в макрокосмосе, как и в обычной жизни. "Ярко сияет, как и белок глаз, познание у человека, а его проницательность сверкает в нем подобно силе их лучей, и разум светится в его существе так же, как зрачок глаз". В масонской символике "всевидящее око" в треугольнике и венке из лучей, что соответствует вышеупомянутому символу Троицы, во многих ложах расположено над стулом мастера и должно напоминать о проникающей во все тайны мудрости и бдительности Творца, "Великого Строителя всех Миров"; глаз называют иногда также "оком провидения". В символике глубинной психологии глаз является органом света и сознания, так как последнее позволяет нам воспринимать мир и, следовательно, сообщает ему реальность. "С этим актом понимания бытия связаны грезы... Нередки заболевания глаз во сне. Они, естественно, вызываются комплексной ограниченностью психической способности видеть, неспособностью правильно воспринимать в этом состоянии жизнь... Когда сознанию угрожает опасность угасания (на пороге смерти), на тяжелобольного смотрят много глаз" (Э. Эппли). Для психоаналитика глаз как сновидение (равно как и рот) часто является скрытым символом женского полового органа. Много дискуссий посвящено происхождению символического изображения третьего глаза в индийском и ламаистском искусстве, который трактуется как знак сверхъестественной силы зрения и просветления. Глаз во лбу обнаруживали у ископаемых рептилий мезозойской эры, и его еще можно наблюдать и в настоящее время в виде рудимента у новозеландской гаттерии. Однако проблема связи азиатской иконографии с историей организмов по родам и их отмирающими органами и взаимосвязи круглого единственного глаза во лбу мифического циклопа Полифема и сказки братьев Гримм об "Одноглазке, двухглазке и трехглазке" научному решению не поддается.

На смысл символа указывает изречение Плотина о тог^, что глаз не мог бы смотреть на солнце, если бы в каком-то смысле сам нс был солнцем. Исходя из того, что солнце - это источник света и что свет является символом разума и духа, процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание. Следовательно, "божественное око" египтян - определяющий знак в их иероглифике, называемый Wadza, - означает "тот, кто питает священный огонь, или разум человека" (28), т.е. фактически Осирис. Весьма знаменательно определение.. которое дают глазу египтяне - или, точнее, радужной оболочке глаза со зрачком в центре: это "солнце в отверстии" (или сотворенное Слово) (8). Налиме пары глаз означает физическую норму и ее духовное соответствие; из этого следует, что третий глаз символизирует сверхчеловеческое или божественное. Относительно одного глаза значение двойственно: с одной стороны, он означает получеловеческос, т.к. это меньше,, чем два (два глаза приравниваются к норме); но, с другой стороны, располагаясь во лбу, выше места, обычно отведенного для глаз, он, видимо, намекает на сверхъестественные силы, которые в действительности - в мифологии - присущи циклопам. В то же время глаз во лбу связан с идеей разрушения, как и в случае с одним глазом. Но подобное допускается, когда предполагается третий глаз во лбу, как в случае с Шивой. Это объясняется обращением к одному из значений символики числа три: так, если тройка может соответствовать активному, пассивному и нейтральному, то она также может быть соотнесена с созиданием, сохранением и разрушением. Неправильное (гетеротопическое) расположение глаз является духовным эквивалентом видения, точнее, ясновидения. (Гетеротопическими называются глаза, которые анатомически могут располагаться на разных частях тела, например, на руках, крыльях, на туловище, на кистях рук и на различных частях головы, на изображениях фантастических существ, ангелов, божеств и т.д.). Например, если глаза расположены на руке, то они выражают акт ясновидения. Превышающее норму количество глаз обладает двойственным значением, которое стоит отметить. Прежде всего, глаза относятся к ночи с ее мириадами звезд. Во-аторых, парадоксально, но, как прабило, обладатель превышающего норму количества глаз пребывает во мраке. Более того, в подтверждение этому можно вспомнить, что в теории символов множественность всегда является признаком ущербности. Такие примеры двойственности обычны в сфере бессознательного и создаваемых им образов. В этой связи наглядным является пример с Аргусом, который даже со своими зоркими глазами не избежал смерти. Враг (зкс."сние слова "сатана" у древних иудеев) изображается в различных видах, в том числе с множеством глаз. Например, колода Таро (хранящаяся в Отделе гравюр в Парижской национальной библиотеке) изображает дьявола в образе Аргуса с многими глазами, расположенными по всему телу. В демонических фигурах еще одна, сходная символическая схема обнаруживается также в демонических : гипертрофированный до огромных размеров орган - например, глаз - становится автономным и узурпирует функции всего лица. Глаз занимает определенную часть тела и, ущемляя определенным образом свободу человека, ассоциируется с определенной функцией и изображается в составе лиц. Множественность лиц и глаз означает распад или физическое разложение - понятие, лежащее в основе демонической идеи разрывания на части (59). Наконец, возвращаясь к непосредственному значению глаза как такового, отметим, что в ассоциативной интерпретации Юнга глаз - "материнская грудь", а зрачок - ее "дитя>/. Таким образом, великий бог солнца становится снова дитем, ищущим обновления на груди своей матери (у египтян - символ рта) (31). [КЕРЛОТ]

ХРИСТИАНСТВО

Поскольку в Святом Писании о глазе упоминается много раз, он стал символом всеведущего и вездесущего Бога. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1-е Петра 3:12). В Притчах 22:12 написано: «Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает». В более поздний период живописи Возрождения Око Божье в треугольнике использовалось в качестве символа Святой Троицы. Испускающий лучи глаз в треугольнике, находящемся внутри круга, указывает на Триединство Бога. Пара глаз на блюде являются атрибутом Св. Лукии.

ЕГИПЕТ

В качестве органа, воспринимающего свет, краски и картины (образы) глаз стал одним из важнейших символов страны Нила. Особенно часто он выступает в качестве амулета в виде глаза "утчат". В "Текстах Пирамид" (1266 г. до н.э.) говорится о двух "злых глазах", которые опечатывают запор ворот. Египтяне также знали уже о лучах и свете, о молнии и зное в глазах, так что они употреблялись как знаки власти и как символ огня пылкости). Змея урей считается извергающим огонь глазом бога Солнца. Солнце и луна были глазами бога Гора, о котором говорится: "Когда он поднимает глаза, наполняет он все светом, но когда он их 'закрывает, наступает тьма (мрак)". Имя Озириса означает "место для глаза"; его иероглиф - это глаз над сиденьем (трона).

Различные исследователи пытаются связать египетское изображение глаза с глазом сокола (бога-сокола Гора). Новейшие работы указывают, напротив, на глаз быка, граница которого с носовой костью и нижним веком проводится черным и зеленым гримом. Единство зеленого века и белого глазного яблока символизирует объединение зеленой (или красной) короны Нижнего Египта и белой короны Верхнего Египта. И наконец, глаз отождествляется с ладьей: "Твой правый глаз - вечерняя ладья, твой левый глаз - утренняя ладья".

Глаз. Как и рука, ранний символ БОГА-ОТЦА (до того, как его стали изображать в человеческом облике). В эпоху Ренессанса он может помещаться в треугольник, чтобы символизировать ТРОИЦУ. Глаза на блюде или на стебле -атрибут ЛЮЦЦИИ. У ПОЛИФЕМА один глаз; всевидящий Аргус - стоглазый (см. ИО; ЮНОНА; МЕРКУРИЙ, 1). Узник (его глаз собираются вырвать) перед судьей, показывающим на свой собственный глаз, - СУДЗЕЛЁВКА. "Дурной глаз", см. КОРАЛЛ.